Эрика 1 - октября - 2010

Лук репчатый известен человечеству около пяти тысяч лет, хотя – вот загадка! – дикие формы его до сих пор не найдены. Выращивать его начали в Центральной Азии еще в доисторическую эпоху, и скорее всего, с тех пор применяют в народной медицине. Люди приписывали ему многие чудесные свойства, подчас сверхъестественные.

Мало кто знает, что астрономы древности использовали луковицу как наглядное пособие при объяснении строения Вселенной! В древнем Египте лук почитали священным растением, посвящая его богине Изиде, и воздавали ему почести, как божеству. Его приносили в жертву богам и в дар мертвым. И даже торжественно клялись луком! Но самое удивительное: простому народу почему-то запрещали употреблять его в пищу!

В гробницах египетских фараонов обнаружены изготовленные из дерева или глины изображения репчатого лука и целых связок луковиц, поскольку это была любимая приправа к пище древних властителей.

Известно, что при строительстве пирамид рабов кормили луком и чесноком. Одна из надписей на крупнейшей египетской пирамиде фараона Хеопса гласит, сколько серебра было истрачено на приобретение лука и чеснока для ее строителей.

Римская и греческая знать, в отличие от египетской, считала употребление лука в пищу дурным тоном, признаком простоты и бедности. Зато римские легионеры ели лук каждый день: у них существовало поверье, что сок растения придает силу и храбрость. Каждый из них обязан был съедать порядочное количество этого ценного лекарства, особенно в длительных военных походах. Также поступали и германцы.

Способность лука долго сохраняться под защитой тонкой чешуи указывала на его огромные «обороняющие» свойства. И поэтому обычай носить под панцирем на груди луковицу, якобы предохраняющую от смертельных ран, сохранялся с древних времен до позднего средневековья. Не случайно лук по–гречески называется «хромион», то есть панцирь. Даже рыцари, закованные в латы (на которые они, видимо, не очень надеялись) носили при себе луковицу как волшебный талисман, охраняющий от ударов стрел и мечей. Вера в амулеты из лука была столь велика, что даже английский король Ричард Львиное Сердце ложился спать, не снимая его. Во время крестового похода всего за восемь луковиц у сарацинов можно было выкупить одного плененного француза!

Некоторые народы использовали луковицы в брачных ритуалах. Например, франк в день свадьбы среди остальных подарков получал корзину, наполненную луковицами. Это означало пожелание сохранять до глубокой старости здоровье, зрение, силу и никогда не терять мужского достоинства. Согласно поверью, луковица, раздавленная у порога жилища, убережет обитателей дома от злых духов, а детей – от болезней, если утром разбудить их ее запахом.

Магические свойства приписывали и приготовленной из лука пище, и сделанным из его перьев предметам. В Италии завязывали связку лука узлом, и она хранила от сглаза домочадцев. В Сербии клали связку возле роженицы, чтобы роды прошли безболезненно, а ребенок родился здоровым.

С незапамятных времен разные народы приписывали луку чудодейственные, целебные свойства. Древнегреческий врач и писатель Диоскорид рекомендовал лук для возбуждения аппетита и как очищающее средство. Знаменитый врач древности Гиппократ успешно использовал его для медицинских целей. Римский историк Плиний Старший в своих трудах отмечал благотворное действие лука при различных недугах. А римский поэт и ученый Гораций рекомендовал лук как составную часть «Экономного» рациона неимущим слоям общества для обеспечения здорового питания.

В Древнем Риме лук сушили, а целые луковицы заливали вином, винным уксусом или соленой водой (своеобразное консервирование). Огородники знали уже разные сорта лука. К наиболее изысканным относился лук-порей – пища аристократов, которые все же обратили свое «благосклонное» внимание на полезность «корма» легионеров, плебса и рабов. (Лук – порей – эмблема современного Уэльса.)

Огромное значение придавали луку в средние века. Одним из его сторонников был известный врач Арнольд из Виллановы, который прославился тем, что долгое время изучал проблемы питания, терапии с помощью лекарственных растений и искал средство продлить человеческую жизнь. Примерно в 1305 г. он составил  «Салернский кодекс здоровья», посвященный травам, цветам и плодам. В этом трактате помещен чуть ли не гимн луку.

О силе лука писал в «Каноне врачебной науки» и великий врач Востока Авиценна: «Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит». У Авиценны лук назывался по восточному — басал. Применяли его вместе с солью для сведения бородавок. В смеси с куриным жиром использовали от ссадин на стопах. Закапывали в нос при насморке, в ухо – при звоне и гнойных выделениях. Водный настой свежего лука закапывали в глаза для прояснения зрения, а выжатый сок с медом использовали для лечения бельма, ангины. Лук давали и для лечения желтухи. Авиценна рекомендовал использовать сок лука в смеси с солью и листьями руты в качестве примочек к местам укуса бешеной собаки. С тех пор на Востоке и появилась поговорка: «В объятиях лука проходит всякая болезнь».

На Руси лук появился в XII в. Наши предки тоже лечили им многие болезни. В лечебнике «Алимма» Евпраксии(Зои), внучки Владимира Мономаха, дана рекомендация по лечению ран печеным луком вместе с квашенным тестом. Даже царь Иван Грозный лечил нарыв на ноге печеным луком.

Лук, в основном, употребляли в пищу бедные слои населения, особенно  в церковные посты, когда луковицы съедали в большом количестве с водой и квасом, добавляя хлеб и растительное масло (конопляное и льняное, так как подсолнечного на Руси тогда не было). Это блюдо называли тюрей. Между прочим, власти долгое время запрещали есть лук в праздники, так как он вызывает слезы, а ведь нужно веселиться!

Известный специалист по лекарственным растениям Владимир Николаевич Никольский писал в 1924 г.: «В России простой народ ест сырой лук с хлебом, солью, квасом. Это придает здоровье, сообщает свежесть лицу и сохраняет зубы».

Подписаться на Пряности для Вас! по E-mail

Это тоже интересно!

Прокомментировать